НА ПОРОГЕ  ГРЯДУЩЕГО - ЦИВИЛИЗМ

                                                                           Идея, время которой пришло,

                                                                       сильнее всех армий мира .

Приближается начало третьего тысячелетия современного летоисчисления.  Чувствуется, что это не просто приближение некоей круглой даты, а наступает какое-то переломное время, которое определит на долгие годы вперед вектор дальнейшего развития  человечества. Сегодня мы тщательно изучаем происходящие в обществе процессы, стараясь увидеть зачатки  нового будущего и надеясь предвидеть дальнейший ход событий. Как всегда мучит вопрос - в чем состоит идея и  смысл, закладываемые в дальнейшее развитие цивилизации.  То, что общество не в состоянии по-человечески жить без целеполагающей идеи, объединяющей всех или большинство, показывает весь опыт его исторического развития.

Последовательно сменявшие друг друга идеи христианства, буржуазного либерализма и уравнительного социализма теперь все более отдаляются от нас в прошлое. Эти идеи, уже очевидно, не способны зажигать массы людей, подвигать их на активные действия. Нас ждет впереди нечто новое - неведомое.

Пока совсем еще немногим - только диалектически мыслящим,  видно  зарождение этого нового. Сегодня происходит процесс вызревания и становления новой идеи, которая в будущем несомненно станет всеохватной для человечества. Идеи, имя которой - цивилизм. Раскроем тайну состоявшегося рождения и да спасет Бог новорожденца от порчи и убиения  во младенчестве. Надеемся, что умные не продадут, а дураки и негодяи  пока  не догадываются. Известно, чем продолжительней молчанье, тем удивительнее станет весть.  

Период горбачевской перестройки в Советском Союзе был отмечен как время поиска новых идей и путей постсоциалистического общественного развития. Этот период стал временем зарождения идеи цивилизма - нового общественно-экономического уклада, в основу которого положена концепция гражданской собственности. Приведенные термины и сами концептуальные проработки принадлежат на правах авторства Нерсесянцу Владику Сумбатовичу - известному ученому, юристу, члену-корреспонденту Российской академии наук по отделению философии и права, сотруднику института Государства и права РАН (г. Москва). Первые публикации Нерсесянца В.С. на эту тему появились в журнале «Вопросы философии» №3-90 г. и №4-93 г. К настоящему времени  автор концепции выпустил уже несколько книг на эту тему. Одна из последних книг: «Философия права. Учебник для вузов». М., 1997.  Так что Слово сказано и оно уже существует, а Слово то Бог.

Особенность концепции гражданской собственности состоит в том, что предложена рыночная модель постсоциалистической экономики, в которой бывшая социалистическая огосударствленная общенародная собственность уравнивнивается в правах с частной собственностью, принадлежит в равной доле каждому жителю страны и приносит  каждому регулярный дивидендный доход. Доходы поступают от арендаторов, пользующихся этой собственностью с целью извлечения прибыли. Право распоряжения этой собственностью закрепляется за представительными органами народовластия. Общенародная собственность с таким статусом владения, распоряжения и пользования  получила от автора концепции название - гражданской собственности.

Естественно, что изменения в базисных отношениях социалистической собственности предполагали в свое время и общественно-политические изменения в стране. Модель общества с гражданской собственностью, приносящей каждому жителю регулярный дивидендный доход, получила название - цивилизм.

Однако правящая тогда (и сейчас) партийно-хозяйственная номенклатура  не заинтересована была в развитии страны  по предлагавшемуся пути. В особенности это касается руководящей тогда элиты национальных   республик. Катастрофическую направленность в развитии процесса «национального самосознания»   тогда, видимо, обусловили субъективные факторы, когда ради достижения личных властных амбиций прямо из центра всем обещалось предоставление суверенитета  столько,  «сколько проглотят». В результате СССР и общенародная собственность были расчленены и поделены   на частные «сферы влияния»  отдельных лиц и национальных кланов.

Народ поначалу одурачили телесказками о новой свободной жизни, обещаниями выплатить каждому стоимость двух «Волг» за ваучерную приватизацию, но потом все это предали забвению.  Теперь совершенный обман держится на тотальной телепропаганде «нового»  образа  жизни,  со всеми его мерзостями, которые мыслящие люди вынуждены наблюдать ежедневно и ежечасно.

Попытаемся раскрыть заявленное - почему все-таки на пороге грядущего тысячелетия у нас в стране и в странах мирового сообщества следует ожидать наступления   цивилизма, а не  прославляемого сегодня почти повсеместно капитализма или вновь обретающего дыхание социализма?

 Весь исторический прогресс человечества  почти необратимо протекал  как все более углубляющийся и расширяющийся процесс общественного признания одновременно: и равенства, и неповторимой индивидуальности   человеческой личности. Равенства людей в их правах от рождения и   предоставлении свобод для развития индивидуальной личности. Буржуазно-демократические революции в свое время отрицали наследуемое право на власть и формально расширяли это право на всех. Произошедшие затем социалистические революции отрицали наследуемое право на собственность, которое по существу и обеспечивало неравноправие в праве на власть. Заодно тогда было подвергнуто отрицанию  и вообще право индивида и личности на сколько-нибудь значительную собственность. Обезличенная социалистическая форма  собственности, будучи на каком-то этапе общественного развития несомненно прогрессивным   явлением, в последующем   сама стала главным тормозом в реализации индивидуальных прав и свобод человека.

Разобраться в тенденциях хода современных событий не так-то просто. В наше  время приоритет и влияние в неравноправии осуществления прав человека со всей  очевидностью имеют два аспекта - национальный  и территориальный. По территориальному - права определяются тем или иным местом рождения человека на Земле.

  Последовательное проведение национального принципа в праве приводит к фашизму. Казалось бы идеология фашизма, отстаивающего неравное право на власть и имущество по факту рождения человека той или иной национальности, навсегда потерпела сокрушительное поражение от мирового сообщества во Второй мировой войне. Но рецидивы фашиствующей идеологии встречаются  до сих пор,  вынужденно  маскируясь и мимикрируя. В замаскированной форме эта идеология присутствует у небольших и амбициозных наций, отстаивающих ее под флагом необходимости защиты национальной самобытности коренного народа. Наиболее ядовитые ростки этой идеологии сохранили современный американизированный сионизм и прибалтийский  постсоветизм. Видимо первый не столь основательно пострадал, а второй не столь основательно был очищен от германского фашизма.

Господствующие сегодня предоставления об особенности прав человека, в зависимости места его рождения   на Земле, а именно - в той или иной стране, являются наиболее могучим и  малоосознаваемым предрассудком пока еще темного в этом отношении общественного сознания. Наиболее отчетливо наличие и весь маразм этого предрассудка высветились на постсоветском СНГ-шном  пространстве, когда каждый «самостиец» схватил , как у нас говорят, «прихватизировал» то, что рядом лежало. И по какому-то такому «праву» Байконур вдруг стал принадлежать жителям Казахстана? Что, казахская нация внесла самый большой ителлектуальный или материальный вклад  в развитие космодрома и космической отрасли? Нет - просто оказались вот здесь рядом живущими. К тому же большинство рядом живущих и родились-то еще до рождения космодрома. То, что получилось - к высшей справедливости  никак не отнесешь. Или крымские города и земли,  чудом вдруг свалившиеся в объятия незалежных правителей Украины. Справедливо? Не очень.  Большинство народа пока взирает на все происходящее с изумлением, но молча. Хотя по причине происходящего число беженцев и переселенцев перевалило уже за миллионы, момент общественного прозрения и истины еще не наступил.

Момент истины наступит с осознанием необходимости и установлением равного права всех жителей бывшего СССР и их потомков на всю бывшую социалистическую собственность страны. Только такой правовой акт способен остановить вакханалию, творящуюся на постсоветском пространстве. То есть насущно необходим и требуется переход к обозначенной гражданской собственности, переход к цивилизму. Тогда бессмысленными станут дележи собственности между республиками и бессмысленны  отвоевания, поскольку общая собственность будет приносить  каждому постсоветскому человеку регулярный дивидендный доход,  вне зависимости от страны его проживания. Конечно правящие кланы станут оказывать бешенное сопротивление описываемому ходу вещей, но их интересы ясны и анализа не требуют.

Развиваем наш подход далее. Предположим,  в идеале мы разобрались с наследием Советского Союза и здесь установлено право каждого гражданина страны  с момента его рождения  до самой смерти владеть равновеликой долей природных богатств и всем, ранее созданным предшественниками, получая от этого денежный доход - дивиденды. В стране воцарились мир и спокойствие. Отдельные нации и народности, обуреваемые идеей самостийности получили возможность создания собственных правительств за счет добровольного подоходного налогообложения самих себя на эти цели.

Но и тогда идеал не будет достигнут. Мы, теперешние россияне - русские, а  вернее сказать - советские, по духу своему, удовлетворены ли будем тем, что хорошо живем лишь потому, что  родились в  богатой от природы стране? Что нам по праву территориального наследства достались все социалистические накопления и природные богатства на огромных просторах Сибири и Дальнего востока? Навряд ли такое самоудовлетворение и самоуспокоение возможно для русской души, издревле наполненной более высоким смыслом заботы не о себе, а о ближнем.  Ведь совсем рядом расположен густо населенный полтора- миллиардный  Китай, где богатств, видимо, поменьше. А разве в состоянии  мы будем спокойно жить, если будем знать, что   одновременно с нами живут впроголодь или мрут от голода народы Африки? Какое такое особое право на природные богатства Земли   имеем мы в сравнении с этими народами? И вообще, отдельная человеческая жизнь - только миг в истории Земли. Как мы можем по иному, если не поровну со всеми делить и пользоваться ее богатствами !

 Если мы считаем себя по-настоящему цивилизованным обществом, то не в праве допускать дискриминации в правах одного человека перед другим за отличия по месту  рождения, по родству, полу и национальности. Если уж мы провозглашаем имущественное равенство каждого по отношению ко всем богатствам, созданным природой и прошлыми поколениями людей, мы этот принцип с истинно правовой точки зрения  должны распространить  на всех жителей Земли.

Высказанные о цивилизме мысли  многим соотечественникам и современникам не понравятся и они их станут оспаривать. Но в историческом движении России к цивилизму и в неизбежной  устремленности в будущем  к  цивилизму всего мирового  сообщества  видится очередной   наступающий светлый день в жизни так называемой Русской идеи. О Русской идее должен вестись отдельный разговор, здесь же отметим такие ее характерные черты,  как  историческую изменчивость, вселенность и соборность,   сверхнациональность и миссионерство.  

Историческая изменчивость Русской идеи проявляется в органично пройденном пути развития  к цивилизму через духовно близкие ему христианство и коммунизм. О вселенности и соборности  Русской идеи  философ В.С. Соловьев высказывался так: «В соборности всех народов мира заключена истина русской идеи, но истины (как и жертвы) боятся, потому, что она кафолична, то есть вселенская. Но не желающие пожертвовать своим национальным эгоизмом вселенской истине не могут и не должны называться христианами».

В подтверждение сверхнациональности и миссионерского духа Русской идеи можно привести высказывания Н.А.Бердяева  и  Ф.М.Достоевского. Бердяев пишет:  «национален в России именно ее сверхнационализм, ее свобода от национализма, в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира. Россия призвана быть  освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе. И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории». А вот мысль Достоевского - «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только ...стать  братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Задача России не в том ли состоит, чтобы внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовию всех наших братьев, и в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову Евангельскому закону?».

Сегодня это Слово произнесено - цивилизм! И пусть это Слово своевременно созреет и  зазвучит, превращаясь в общемировое Дело - дело воплощения мыслей и чаяний  наших великих соотечественников. 

 

А.С.ЧУЕВ

————————————————————————————————  тел. 527-81-38  (после 19-00)

Анатолий Степанович

Сайт управляется системой uCoz