РУССКАЯ ИДЕЯ В СОВРЕМЕННОСТИ - ЦИВИЛИЗМ

 

В существовании русской идеи почти никто не сомневается,  но в чем она состояла в прошлом и в чем заключена сегодня,  многие не представляют себе достаточно четко и осмысленно. Чувство родства душой и Родиной у русских,  вернее,  россиян, несомненно, есть, а вот  ясного  представления о том, в чем это родство состоит,  у большинства, конечно же, нет. К тому же, в прошлом русскую идею по-разному представляли и объясняли даже самые проницательные мыслители и даже в своем видении ее из-за  границы,  где  это  чувство русских людей намного обостряется.

Видные русские философы:  Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев,  В.С.Соловьев - оставили нам свои исследования по этой проблеме.  Изложенные ими представления  чрезвычайно интересны  и для   нас   поучительны,  особенно  сегодня  -  в  дни  очередной российской смуты,  когда объединяющей народ идеи кажется и  вовсе не стало.  Правда,  надо отметить, что в стране, претерпевшей не-беспричинно и для будущего вовсе не-бесследно  период  социалистических преобразований и свершений, а теперь разуверившейся в своих недавних идеалах, остро чувствуется потребность в какой-то новой объединяющей идее, восстанавливающей цель и смысл жизни большинства россиян.

Страна поставлена  перед  выбором:  зачеркнуть  ли все прошлое, восприняв идею и путь западного (капиталистического) общественного  развития или изыскать все же свой,  исторически преемственный недавнему прошлому путь,  базирующийся на традиционных для России коллективистских ценностях.  На втором направлении и следует ожидать проявления русской идеи, коль она существует.

Курс, ориентирующий Россию на западный путь развития, проводится нынешним руководством страны. Однако дела идут трудно и безуспешно, если не сказать - катастрофично. Прозападные правила жизни не воспринимаются в подавляющей массе населения, хотя ставка и сделана на пробуждение природных, дремлющих в каждом индивиде, своекорыстных интересов. Затравкой к такому пробуждению своекорыстных интересов у большинства населения нашей страны стала  огромная и как бы "ничейная" общенародная собственность, созданная природой и трудом всех предшествующих поколений. Ее стало позволено растаскивать, распродавать, приватизировать (присваивать).  Многие весьма охотно  откликнулись на призыв: хватай из общего сколько сможешь. И невиданный в истории, и неслыханный по масштабам грабеж - разбой начался.

В этом процессе перераспределения собственности от всех к некоторым, осознанного отпора расхитителям со стороны большинства сообщества, по ряду причин, не последовало. В числе главных причин этого можно назвать кажимостно-народный характер присвоения, особенно по отношению к отдельным республиканским и национально-территориальным образованиям. Русские по привычке своей сыграли здесь в великодушие по отношению к обиженным своей малостью народам: берите, мол, если желаете, у нас и так много, а трудно станет - сами придете. Дезориентированные и обманутые народы, в основном, с окраин России, оказались вовлеченными в борьбу за суверенитеты и самостийность, а по сути, в борьбу за безраздельное распоряжение их правящими кланами,  "осуверененным" общенародным достоянием. В последующем уже внутри самих суверенов разгорелась такая же борьба кланов, и не обязательно с национальной окраской, пример - Грузия. Как результат этого процесса (а процесс действительно "пошел", как говорил один небезызвестный деятель), в стране заполыхали межрегиональные и междуусобные гражданские войны чисто грабительского содержания. Число беженцев, изгнанных со своих ранее обжитых мест и лишенных всякого своего, а не только общенародного имущества, исчисляется миллионами. Ограбленные, в свою очередь, ищут повод для ответного ограбления других.

Можно не сомневаться, что и в центральной России со сменой ныне правящего семейного клана, успевшего своевольно распродать, сдать и заложить уже достаточно многое из бывшего общим имущества, и с приходом новых правителей - прихватизаторов,  начнется следующий передел собственности.  Вторых сменят "более справедливые" третьи и так далее.

На этом пути Россию ожидают нескончаемые беды, междуусобные войны, окончательный распад государства. Какого-то нового проявления русской идеи или развития ее в одном из известных направлений ожидать на этом пути не приходиться. Хотя лжеидеи, конечно же, могут быть, и они иногда появляются. Так, например, некоторыми примитивно понимается и выдается за "русскую идею" наших дней - идея образования путем вычленения и сочленения из осколков России некоего автономного, этнически чистого "Русского" государства с коренным населением из русских. Это, конечно же, неумное узколобие или умышленно-провокационная деятельность недругов великой России. Прозрение  народов российских (в числе которых не только русские конце концов придет, и воздастся по заслугам всем, кто призывал, поощрял или сам расчленял живое тело Родины - матери, растлевал дух ее.

Как многие и предсказывали, расчленение России оказалось не только губительно для государства, но и гибельно для многих его народов, особенно малых. Великие потери понес и русский народ. Но самое страшное еще впереди, если Россия не прекратит свое обманно начатое  движение "из социализма в капитализм".  В живом развитии пути назад не бывает, возможен лишь путь вперед или в небытие.

К сожалению, наиболее подходящего для себя пути развития вперед, наше общество своевременно не разглядело. Мы его не заметили в крутом развороте и бешенной гонке назад, под неистовые крики псевдодемократов и псевдообщечеловеков - о преступности всего прокоммунистического прошлого России, под громкие их призывы "вернуться на цивилизованный путь развития". Обещалось, что заживем как люди - вот только государственные цены отменим и общую собственность поделим.  Госцены отменили, но госсобственность поделить без драки не получилось. И впредь не получится, не стоит на этот счет обольщаться. Как показывает история, всякий передел собственности без крови не обходится, даже между бандитами.

Так что же это за особенный путь вперед, которого мы своевременно не заметили? В 1990г в журнале "Вопросы философии" №3 была опубликована статья В.С.Нерсесянца "Прогресс равенства и будущность социализма" с изложением концепции "Гражданской собственности". В этой работе с позиций диалектической логики и науки о праве доказывалась объективная необходимость и неизбежность перерастания социалистической формации в некую новую человеческую общность с рыночной экономикой и общенародной (гражданской) собственностью, принадлежащей на праве владения каждому гражданину страны в равной доле и не находящейся, как это было ранее, в безраздельном распоряжении государственных чиновников.

 Всю государственную (социалистическую) собственность предлагалось признать и юридически закрепить в равнодолевом  владении граждан по праву их рождения в стране с общенародной собственностью. И все граждане, от новорожденных до глубоких старцев, стали бы по праву собственника регулярно и пожизненно получать дивиденды, поступающие к ним от тех, кто этой собственностью непосредственно пользуется. Пользователями объектов  гражданской собственности могли быть как трудовые коллективы, так и предприниматели, заключив договор конкурсной аренды с представительным органом народовластия.

Производимая ими продукция признается их частной  собственностью, а выплаты по аренде направляются в общегосударственный дивидендный фонд. Естественно, что в экономике устанавливались рыночные отношения.

Такой подход не нуждался в проведении поголовной "ваучеризации" всех граждан и не лишал будущие поколения сограждан их естественного (и равного нашему) права на владение определенной долей национальных и природных богатств.

В этой концепции все логично, юридически обосновано и вполне справедливо. Переход от социализма к такому, действительно гражданскому обществу, концептуально объясним и был в свое время возможен без  грабительских войн и каких-либо крупных общественных потрясений. Выбери мы вовремя в стране этот путь развития - и не произошло бы ее развала, не претерпел бы народ стольких бед и лишений. Увы, к сожалению, этот путь своевременно не был замечен и выбран. Более того, он, может быть, даже умышленно был сокрыт от взгляда и внимания широкой общественности, так как не произошло (и не происходит) сколько-нибудь заметного обсуждения этой концепции в обществе и в средствах массовой информации. Причина тому есть, ведь тут напрямую затрагиваются интересы как старой, так и новой правящей номенклатуры, алчно возжелавшей приватизации и жадно устремившейся к первоочередному присвоению общенародного достояния.

В последующем так и произошло: старая и новая номенклатуры неразличимо слились и одномоментно превратились в новый класс враз разбогатевших хозяев, заговоривших о недопустимости классовой розни. Народ же, в большинстве своем, оказался обобранным, нищим и без всяких гарантий на будущее.

Совершенный «чубайсами» и «гайдарами» общенародный разбой в конечном итоге все же будет разоблачен и пресечен. Ведь теперь каждый на себе ощутил, что такое потерять общенародное владение природными богатствами: нефтью, газом, лесом; накоплениями всего общества в виде общественного транспорта, электрических станций, жилья. За все это теперь приходится платить новоявленным хозяевам и платить немалые деньги. Но дабы в будущем исключить рецидив воровства управляющими собственности своих хозяев, прошлая социалистическая собственность, будучи лишь формально общенародной, обязательно должна получить статус гражданской. Иной лучшей защиты для народа трудно придумать.

В принципе, народ, как владелец гражданской собственности вправе добровольно отказаться от всех или части дивидендов и передать эти средства в ведение своих правителей, например, на бесплатное медицинское обслуживание, на образование, на транспорт и пр. Но, такое решение, как вполне законное, может быть принято только  референдумом. А вручение по референдуму от народа своим правителям права распоряжения всем общенародным дивидендным фондом или права распродажи всей гражданской собственности, вряд ли когда-нибудь окажется возможным.

В последующих своих работах В.С.Нерсесянц развил концепцию гражданской собственности, создав на ее основе стройную и целостную систему нового общественного уклада, дав ему название "Цивилизм". Основные идеи и положения цивилизма изложены ученым - юристом в статье "Продолжение истории: от социализма к цивилизму",  опубликованной в журнале "Вопросы философии" №4, 1993 г. и в отдельно изданных книгах В.С.Нерсесянца: "Наш путь к праву. От социализма к цивилизму". М. "Российское право", 1992г. 352с. Фундаментальный научный труд «Философия права. Учебник для вузов. ИНФРА-М–НОРМА, 1997 г. 652 с.

К этим работам и следует отправить читателей, заинтересованных в более детальном ознакомлении с этой оригинальной, научно-обоснованной концепцией постсоциалистического общественного развития. Здесь же, в дальнейшем, излагается имевшая место в прошлом, но не потерявшая актуальности и сегодня, авторская попытка обосновать: почему идея цивилизма - это русская идея в современности. Правда, более современное, более квалифицированное и, может быть, более убедительное обоснование этой идеи можно найти в работе В.С. Нерсесянца «Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. –  Издательство НОРМА, М, 2000 -64 с.

 

Итак, наиболее важные и  характерные  представления о русской  идее оставили нам отечественные философы, упомянутые в самом начале. В 1992г. издательством "Республика" был выпущен специальный сборник таких работ под названием "Русская идея". В сборнике помещены работы около трех десятков авторов. На публикации из этого сборника, в основном, мы и будем опираться в дальнейшем рассмотрении.

Характерную особенность и своеобразие русской идеи раскрывает И.А.Ильин. Он определяет ее как живую, постоянно развивающуюся и целостную систему, выражающую мировосприятие, взгляды, характер и образ жизни большинства русского народа. Возраст русской идеи, замечает он, есть возраст самой России. Такой взгляд на русскую идею заставляет говорить о необходимости периодически-повторного рассмотрения и анализа ее, позволяет ожидать проявления и раскрытия ее по-новому,  по-особенному, в смутное, как наше, и переломное для России время. При таком подходе необходимо выявление влияния всех предшествующих и истекших периодов развития.  Поэтому сегодня русскую идею невозможно раскрыть, во всей полноте обнаружить, без учета воздействия и вклада социалистического этапа развития. От живого нельзя ведь отнять или изъять даже самый малый кусочек прожитой им жизни. Часть жизни по влиянию на живое нельзя исключить принципиально. Это не то же самое, что живого часть.

Концепция  цивилизма базируется на основных достижениях социалистической формации, поэтому она органично вписывается в исторический процесс, протекающий в России.

Русская идея, развиваясь и органично вбирая в себя все предыдущее, предстает перед нами непрерывно изменчивой, вернее сказать, - в возрасте меняющейся. При этом, как и все живое, она, на генетическом, так сказать, уровне, сохраняет в неизменности или мало изменчивости то, что составляет ее основу. Этой основе – главным чертам  русской  идеи,  наличие которых можно проследить на любых этапах российской истории, мы и попробуем дать характеристику.

1. СОБОРНОСТЬ - характерная черта русского народа. Соборность - одна из величайших духовных ценностей, выработанных русской общиной на протяжении всей своей истории и составляющих основу русской цивилизации. Соборно - значит вместе, сообща, в коллективе. Привычка сообща решать проблемы своей жизни является оплотом жизни славян еще с древних времен. Так, например, византийский историк Прокопий Кесарийский в книге  "Война с готами" писал:"...славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом". В горе и радости, в труде и праздности русский народ неизменно стремится быть сообща, это национальная черта характера. Русский народ, отмечает Н.А.Бердяев, всегда любил жить в тепле коллектива.

Соборность, коллективизм, общинность проистекают из самого характера русской нации. Этот характер прямо противоположен западническому индивидуализму, и пытаться перебороть, преодолеть или переделать его, к чему стремятся не в меру ретивые "реформаторы" нашей жизни, - значит совершать национальное и общественное преступление.

В свое время не случайно произошло всеохватное и легкопринятое народом распространение христианства на Руси. Христианство, качественно отличаясь от ветхозаветного иудаизма и неся в себе идею спасения всех (в отличие от идеи спасения только богом избранной нации), легко и естественно вошло в душу русскую и слилось с ней в общем духовном порыве, в благом желании оказать первоочередную помощь судьбой обиженным, несчастным и угнетенным. Естественно, что в последующем Россия охотно откликнулась и породнилась с новой постхристианской западной идеей - коммунистической.

Современная соборная идея спасения всех - цивилизм, родилась уже в самой России. В основе цивилизма лежат собственный исторический опыт россиян, их традиции, культура и учет реалий социализма - предшествующего общественно-экономического уклада. У нашей страны и народа великая история, и еще более великое грядет будущее, если только при строительстве очередного нового мы изживем и преодолеем дурную русскую привычку рушить до основания все старое.

2. СВЕРХНАЦИОНАЛЬНОСТЬ русской идеи. Русские, частично из-за своей многочисленности и распространенности, а в основном-то по душевному складу и духу своему, есть народ сверхгосударственный и сверхнациональный. Нашему народу чуждо чувство превосходства над другими нациями и народами, чуждо чувство сладострастия от унижения других. Типичный русский в национальных вопросах, как минимум, благодушно-скептичен, чаще всего имеет склонность к выражению сочувствия другим, а в высшем проявлении - великодушен. Таковым русский народ создала природа, таковым он и есть. Одновременно с отмеченными сочувствием и великодушием, в русском народе по природе своей заложено какое-то миссионерское сознание необходимости заботы о всех других народах, сознание своей предопределенности, близкой к  священной обязанности,  в деле СПАСЕНИЯ ВСЕХ.

"Россия спасется сама и спасет весь мир" - таковой была вера многих поколений россиян, таковым будет лейтмотив и предстоящей жизни нашего народа. В чем-то это чувство россиян сходно с природным чувством матери по отношению к детям. Недаром прижилось и говорится: Россия-мать, Россия-матушка.

Вячеслав Иванов отмечает, что переход в "свое иное" состояние – это высший уровень национального самосознания для любого  народа  или нации. Он пишет "...всякий раз, когда национальная идея вполне определялась, она определялась в связи общего всемирного дела  и звала нацию на служение вселенское, она по существу со времен Рима несовместима с политическими притязаниями национального своекорыстия; она уже религиозна по существу". Подвигнуть народ на дело вселенское, общемировое легче всего удавалось именно в России, русский народ. Основу для этого создавали и создают особенности русской психологии, черты национального характера, которые (по Вячеславу Иванову) надлежит понять как типический феномен и внутренне неизбежный двигатель судеб страны. Как бы мы и объясняли географическими и этнографическими условиями и данными материального исторического процесса или причинами порядка духовного,- мы равно должны признать их наличность, действенность, быть может, провиденциальность в развитии народа.

Россия призвана открыть новый спасительный путь миру, пройдя при этом и испытав на себе всю тяжесть нелегкой доли первопроходца. В определенном смысле Россия на протяжении всей своей истории приносила себя в жертву, выполняя, как мы теперь видим, свое особое историческое предназначение, подготавливая и открывая путь к новому равенству, братству, свободе всех народов. Последним этапом на жертвенном пути России надо видеть социализм, при котором во многом была создана и сформировалась материальная база, позволяющая эволюционным путем осуществить переход к новому, доселе неведанному и ранее никак не осуществимому общественному строю  - цивилизму.

Заметим, что материальная база цивилизма прорастает и в развитых капиталистических странах Запада, где все большие размеры приобретает акционерный капитал, постепенно превращающийся в долевую собственность, если пока и не всех, то уже достаточно многих. Частичное превращение собственности очень многих в равнодолевую собственность всех граждан, а в перспективе - всех жителей Земли, представляется в будущем идеей постижимой и весьма привлекательной для общественного сознания. В капиталистических странах в ранг гражданской собственности, по всей видимости, первыми начнут переходить природные  богатства и поступления от налога на наследство, что позволит избежать общественных коллизий.

Мы говорим о перспективе неизбежного объединения гражданской собственности различных стран мира потому, что в конце концов цивилизованные люди поймут и сообща добровольно признают имущественно-правовое равенство каждого в отношении природных богатств и всего ранее созданного предками, вне зависимости от того, какого цвета у человека кожа, чей он и в каком месте Земли он родился.

Общепланетная гражданская собственность будет принадлежать каждому уже в силу того, что он имеет честь быть Человеком. Собственность эта, вернее, гарантированные и регулярные доходы с нее, гораздо надежней и лучше любых деклараций ООН станет защитой и гарантом соблюдения основных, первейших прав человека.

Собрать в единую братскую семью не только народы  России  (хотя они-то и объединятся в первую очередь), но и народы всего мира - благороднейшая задача, выпадающая на долю русской нации. Чем величественнее и благороднее задача, выполняемая какой-либо нацией, тем более велик и благороден этот народ в оценке  всего мирового сообщества. В соборности всех народов мира  заключена истина русской идеи, но истины (как и жертвы) боятся, потому что она кафолична (по словам Владимира Соловьева), то есть вселенская. Но не желающие пожертвовать своим национальным эгоизмом вселенской истине не могут и не должны (пишет он) называться христианами.

Вчера эти слова мы могли отнести к правоверным христианам и идейным коммунистам, завтра непременно отнесем их к цивилистам (если их так назовут) или к тем, кто возьмет на себя  историческую ответственность за внутрироссийское и общемировое воплощение идеи цивилизма - настоящей русской идеи, рожденной в мучительно-трудных поисках и историческом опыте России.

В подтверждение вселенности русской национальной идеи высказывается и Н.А.Бердяев: "национален в России именно ее сверхнационализм, ее свобода от национализма, в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира. Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе. И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории".

В этом же направлении указывает нам мысль Ф.М.Достоевского: "назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только..тать братом всех людей, всечеловеком если хотите. Задача России не в том ли состоит, чтобы внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовью всех наших братьев, и в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову Евангельскому закону?"

Пусть сбудутся эти слова наших великих соотечественников о великой роли России и русских в деле созидания грядущего цивилизма!

3. ОРГАНИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ в русской идее.  Для большинства представителей отечественной  философской мысли,  выразивших свои представления о русской идее, характерно органическое миропонимание. Указанное миропонимание исходит из первичности развивающегося целого по отношению к его частям, видит в жизнеспособных образованиях взаимосвязь всех частей друг с другом,  понимает зародышевую (потенциально-возможную или "свернутую") включенность целого в каждую из его частей.

Качественное различие живого и мертвого, организмов и механизмов очень четко понимали и улавливали все достаточно заметные и проницательные мыслители. Удивительно, что в прошлом это постигалось и тогда, когда еще не была открыта тайна строения клеток живого с генной информацией в каждой клетке о всем целом.  К удивительным по проницательности философам-мыслителям с органическим миропониманием, уже упоминавшимся в начале статьи, следует добавить имена Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, А.А.Потебни, Г.С.Сковороды, также внесшим огромный вклад в дело развития органического мировоззрения на Руси.

Цивилизм и концепция гражданской собственности, предусматривающие включенность каждого гражданина в реальные отношения собственности по отношению ко всем  без  исключения общенародным объектам, тоже находятся в русле течения таких взглядов, отвечают принципу органического строения общества. К тому, чтобы Россия первой и осознанно вышла на путь создания органического государственного устройства и показала истинный путь  развития для всего остального мира, есть все предпосылки и основания. В свое время к собиранию христианского общества в живое единство призывал Владимир Соловьев, который воспринимал субъектом исторического процесса все человечество как действительный, хотя и собирательный организм. То, что "Россия есть живой организм" доказывает в одноименной работе И.А.Ильин. Органическое миропонимание в работе "Мир как органическое целое" развивал Н.О.Лосский. Большой и заметный вклад в критику механистичности современной ему цивилизации внес Н.А.Бердяев.

Как видим, традиционное для передовой отечественной мысли органическое миропонимание нашло вполне естественное и закономерное продолжение в теории цивилизма.

4. ИДЕЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ РУССКОЙ ДУШИ. Судя по всему, идея цивилизма призвана прийти в России на смену недавней, всеохватной для нее, коммунистической идеи. Цивилизм зиждется на тех же традиционных для Руси народных стремлениях и чаяниях о равенстве, братстве, свободе, осуществляемых в новых, для этого соответствующим образом подготовленных, экономических, политических и правовых условиях.

Сегодня - в момент крушения социалистического идеала, внутреннюю опустошенность и бесцельность своего существования ощутили очень многие, если не большинство, российских граждан. Поэтому в общественной атмосфере давно уже носится и иное ощущение – потребности и желаемости прихода новой целеполагающей и родной  для души российского народа идеи.

Почему нам, русским, так обязательна и необходима своя идея? Почему мы не можем нормально жить без этого? Вот что объясняет по этому поводу Л.П.Карсавин. "Уже неоднократно отмечалось тяготение русского человека к абсолютному. Оно одинаково ясно и на высотах религиозности, и в низинах нигилизма, именно у нас на Руси не равнодушного, а воинствующего, не скептического, а религиозного и даже фанатического. Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное. Если он религиозен, он доходит до крайностей аскетизма, правоверия и ереси. Если он подменит абсолютный идеал Кантовой системой, он готов выскочить в окно из пятого этажа для доказательства феноменализма внешнего мира. Один возводит причины всех бед к осуждению Синодом имяславия, другой - к червеобразному отростку... Русский общественный деятель хочет пересоздать непременно все, с самого основания, или, если он проникся убеждением в совершенстве аглицкой культуры, англоманит до невыносимости. Русский не мирится с эмпирией, презрительно называемой мещанством, отвергает ее - и у себя и на Западе, как в теории, так и на практике. "Постепеновцем" он быть не хочет и не умеет, мечтая о внезапном перевороте. Докажите ему отсутствие абсолютного (только помните, что само отрицание абсолютного он умеет сделать абсолютным, догмою веры) или неосуществимость, даже только отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем:  усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему..."

Приведенная характеристика русской души в  приверженности ее идеалу весьма точна и убедительна. Сегодня, с утратой общенародной идеи, мы действительно наблюдаем неслыханное скотоподобие повсеместно: грязь и преступность в политике, аморальность и порнографию в литературе, кино и на телевидении, воровство и грабеж в экономике – условно называемые предпринимательством. Без прихода новой высокой идеи все это скотство на Руси – вряд ли будет преодолимо.

Да будет вразумлен и благословлен народ российский на святое дело - дело нового воскресения живой соборной русской идеи! Да найдутся народные лидеры и вожди, которые  способны понять, принять и воплотить, естественно в интересах и с помощью народа, современную русскую идею в жизнь.

 

                                                                                                                          Анатолий Чуев

 

 

Сайт управляется системой uCoz